Детские страхи.
Что такое детские страхи: повод для серьезного беспокойства или просто детские - выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?
На этот вопрос нам и предстоит ответить. И давайте попробуем отнестись к проблеме серьезно : понять причины детских страхов — значит помочь нашим детям избавится от них.
Большинство взрослых, как это ни странно считают детские страхи выдумками и не уделяет им должного внимания. "Не выдумывай!" говорит ребенку отец. - Никаких Бармалеев в природе не существует, поэтому немеедленно ложись спать и закрывай глаза!»
И неудивительно, что после таких слов зах у ребенка не только не исчезает, но и усиливается, а постоянное ожидание того, что появится злой Бармалей, может привести к хроническому нарушению сна и даже к неврозам.
Все люди боятся. А дети тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку. Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Наиболее часто этому подвержены дети от 2 до 9 лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и многое знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Однако, страхи, как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.
Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.
Возрастная динамика страхов
В возрасте косьми месяцев поялвяется страх перед незнакомыми людьми. Страх этот связан с инстиктом самохранения. Он оится чужих людей которые могут причетить ему зло, и он не сможет от них защетится.
В возрасте 1-2 лет у ребенка существуют страхи перед чем-то неизвестным – будь то животное, новый человек или необычный для него предмет. До 1 года дети испытывают страх при отсутствии матери, изменении ее настроения или внешних изменений среды – громкие звуки, слишком яркий свет.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает бояться новых форматов пространства: высоты, глубины, далеко в лесу, на высоком этаже, в чердаке, а также темного времени суток (глубокой ночью, однажды вечером), появляются страхи боли (прививка на приеме у врача), наказаний (поставлю в угол!), боязнь остаться одному. Помните, как мы не любили, когда родители уходили надолго вечером и с нетерпением ждали их возвращения? Ребенок растет и к двум годам начинает осозновать себя в этом мире как личнсоть, то что он отличчается от других людей. Страх перед одиночеством, который был ранее становится не таким сильным. Но все же "мама не уходи, я боюсь" все еще остатеся актуальным. Он просто боится одиночества, остатся один на один с внешним миром.
Страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, появляются в возрасте 3-4 лет. Дети придумывают или вспоминают из мультика, сказки самое страшное существо, которое «может угрожать» им и обязательно сторожит их под кроватью, чтобы вовремя ухватиться за маленькую ножку. дети боятся сказочных персонажей. Дети в этом возрасте боятся плохих сноведений.
В младшем школьном возрасте, 6-7 лет, начинает появляться страх смерти своих родных, мамы или папы. Ребенку в этом возрасте уже известно, что человек может умереть, поэтому при долгом отсутствии родителей вечером, некоторых природных явлениях (гроза, темные тучи днем) малыши могут испытывать непреодолимый страх.
Становясь чуть старше, эти детские страхи уступают место боязни быть наказанным, опоздать в школу, получить плохую отметку. Дети развиваются, и вместе с этим появляется «магический настрой» - ребята начинают верить в домового, Пиковую даму, злых духов, запоминать плохие приметы, несчастные цифры. В таком возрасте страхи дополняются предчувствиями, опасениями, тревожностью и привычной для такого возраста внушаемостью.
Когда дети становятся подростками, их главными страхами обычно становятся страх смерти родителей и возможной войны. При этом такие страхи взаимосвязаны между собой. Появляются страхи возникновения пожара, наводнения, нападения, собственной смерти. Девочки более склонны к страхам, чем мальчики. Однако, общее число страхов уменьшается у детей в школьном и подростковом периоде по сравнению их дошкольного возраста.
Очень важно отметить: каждый ребенок уникален пэтому описание возрастных страхов носит обощенный характер.
Причины возникновения детских страхов
Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".
Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже.
Как избавить ребенка от страхов?
Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и "взрослый" подход решения к проблеме: " Я не вижу, значит ничего нет". С некоторыми страхами, особенно "возрастными", часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и конечно же любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.
Еще один способ избавиться от страхов - игра. Игру можно рассматривать как один из методов психотерапии и психокоррекции. Игры бывают предметные (игра с машинкой), ролевые (игра в шофера), смешанные (игра с машинкой и воображение себя водителем), спонтанные (содержание игры строят дети). Игра хороша тем (в психотерапевтическом смысле), что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься.Когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре, например психологом на какую-то конкретную тему. Здесь существует масса ванных моментов, и при серьезных случаях лучше довериться психологу ил психотерапевту.
Также стоит упомянуть рисование как один из методов работы со страхами. Рисование, как и игра активно используется психологами при работе с детьми. Рисуя объект страха, проходя через определенные стадии он постепенно теряет свою " ужасность", становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком "+".
Консультация детского психолога по преодалению детского страха.
|